Фестиваль науки на БФ: стихийные бедствия и другие приключения школьников

15 октября 2016
Первый день фестиваля науки на биологическом факультете запомнился ярким событием – открытием лаборатории «Музей природы», которая стала на второй день –15 октября – полноценной просветительской площадкой, насыщенной познавательными экскурсиями для школьников. Каков же был второй день фестиваля науки на площадках факультета?

Свои интерактивные мастер-классы, познавательные лекции и игровые практикумы биологический факультет представил всеми кафедрами, специализациями. На площадках факультета побывали школьники лицея № 42, гимназии № 66, школ № 166, 64, 126, 88, 19 (г. Новоалтайск) и др.

Кафедра ботаники подготовила познавательную лекцию и интерактивный практикум «Удивительный мир грибов и растений» (руководитель – Соломонова Марина Юрьевна, ассистент кафедры ботаники). Ребята познакомились с многообразием растений и грибов, имеющих причудливые формы и оттенки, были удивлены изображениями самых больших деревьев, гигантских грибов, растений-хищников и самых длинных лиан, узнали их видовые названия. В бинокуляры можно было на практике воочию увидеть разнообразие форм и оттенков лишайников, провести своими руками эксперименты над ними, выкрасив в яркие цвета. Несмотря на любопытство и большое желание поскорее посмотреть в бинокуляры, школьники очень внимательно слушали лекцию, попутно задавая вопросы. Посетители данной площадки теперь знают, что самое большое существо на Земле – это не синий кит, а гриб (Armilaria ostoyae, медовый гриб), которому более 2 400 лет, произрастает он в Национальном парке Малер в штате Оригона в городе Блу-Маунтинс, имеет площадь в 890 гектаров (это примерно 1 220 футбольных полей). Когда после лекции было разрешено перейти к практике и рассматривать лишайники под бинокулярами, восхищению и веселью не было предела, каждый хотел первым заглянуть в этот удивительный, еще не изведанный им микромир.

«Мне все очень понравилось, было интересно, особенно разглядывать лишайники в бинокуляры, по-моему, это очень веселое занятие. А еще я узнала много нового о грибах и растениях», – поделилась своими эмоциями и восхищением самая юная гостья Маша.

Увидеть загадочную ДНК можно было на площадке, которую организовала кафедра экологии, биохимии и биотехнологии (руководитель – канд.  с.-х. наук, Бородулина Ирина Дмитриевна, доцент). На данном матер-классе собрались самые серьезные школьники, которые с большим вниманием слушали лекцию и смотрели фильм о ДНК. Теперь они знают, что это не простая молекула хотя бы потому, что ДНК всего человеческого тела, если растянуть в линию, хватит протянуть от Земли до Плутона и обратно (это примерно 16 млрд км). Но, конечно же, самым интересным для них была практика: ребятам была представлена уникальная возможность попробовать самостоятельно выделить ДНК из растительного материала. Если сказать точнее, то ребята, измельчив блэндером луковый бульон, далее произведя ряд несложных манипуляций, воочию увидели, как раствор визуально разделился на две фазы и в верхнем слое образовались кристаллы комплекса молекул ДНК. У кого-то получилось, а у кого-то нет, в любом случае не каждый же день можно поработать в исследовательской лаборатории с настоящими реактивами.

Теперь для школьников, посетивших данную площадку, на один праздник в апреле больше, так как они знают, что «День ДНК» в мире празднуют 25 апреля. И раз уж заговорили про апрель, то не шуткой является научный факт, что ДНК человека и банана схожи на 50%.

«Раньше я думал, что клетка – это просто и скучно, но после сегодняшней лекции я понял, что не все так просто, как кажется, и что клетки и ДНК – это отдельный мир. И очень понравилось выделять ДНК самому», – рассказал школьник Вячеслав.

Лекцию «Остановите стихийные бедствия» прочитал доктор биологических наук, профессор кафедры экологии, биохимии и биотехнологии Александр Владимирович Мацюра. Ребята узнали, что в мире существует единая стратегия, которая объединяет множество организаций, университетов и институтов, стремящихся к достижению общей цели – сокращению количества погибших и пострадавших в результате стихийных бедствий, вызванных природными угрозами. Однако поразило молодое поколение совсем другое. Чтобы им самим сократить риск стихийного бедствия, потребовалось сыграть в компьютерную онлайн-игру. Цель этой интернет-игры заключается в том, чтобы научить детей строить безопасные деревни и города, устойчивые к воздействию стихийных бедствий. Ты можешь построить дамбы, высадить мангровые леса, построить дома. С каждым действием затраты вычитаются из твоей суммы. Когда стихийное бедствие все же произойдет, ты можешь прочитать оценку твоим действиям в местной (виртуальной) газете, узнать количество жертв стихии, сумму ущерба.

Ну и гвоздем программы, как отмечалось, выше стала лаборатория «Музей природы». Сначала была проведена лекция-экскурсия по представителям фауны, находящимся в музее. У каждого экспоната была своя история. Ребята с огромным интересом рассматривали чучела животных и задавили огромное количество вопросов. Были дети, которых удивила только стоимость энтомологических иголок, а другие задавали очень глубокие вопросы из биологии и практическом использовании моллюсков. Больше всего внимания получило чучело волка, все желали сфотографироваться с этим огромным хищником. Конечно, многие ребята не знали, что у нас «кедровые орешки» и не кедровые на самом деле, а сосновые, что настоящий кедр не имеет орешков, а размер бобов может быть почти полметра! Удивило школьников, да и студентов младших курсов, то, что у морских гребешков 32 глаза, а тридактна может быть до 2 метров в длину и к тому же у нее нет пищеварительной системы. Настоящим открытие стало то, что лисы не охотятся на зайцев, а ежи – это насекомоядные животные. Такие экскурсии очень познавательны, так как в наглядной форме могут рассказать о сложных явлениях. В частности, на экскурсии затрагивались вопросы симбиоза, взаимоотношений хищника и жертвы и многое-многое другое. Экскурсии в лаборатории проводили ее хранители и знатоки своего дела – Виктор Юрьевич Петров и Алексей Георгиевич Иноземцев.

«Чучела – это классно, они как живые, особенно птицы – такое ощущения, что они парят под потолком. И еще мне очень понравился волк, он такой большой. Мне кажется, очень здорово, что есть такой музей в вашем университете», – выразила свое восхищение семиклассница Валерия.

Перейдя в следующий зал, школьники были поражены большим количеством раковин, которые восхищали своей неповторимой красотой. В глазах учеников легко можно было прочитать восхищение. В данном зале была прочитана лекция «Этот чарующий мир раковин», в ходе которой было рассказано о богатом мире раковинных моллюсков. Недаром раковины относят к одним из самых красивых природных объектов. Об этих чудесах морских глубин ребятам рассказали преподаватели кафедры зоологии и физиологии – доценты Татьяна Викторовна Антоненко и Ирина Васильевна Кудряшова, которым помогали студенты-зоологи 3 курса.

«Никогда не думала, что моллюсков с раковинами такое множество, что все они такие красивые и в то же время такие непохожие друг на друга.  Очень интересно слышать их названия на латинском языке, по-моему, это очень красивый язык. И я тоже хочу его изучать», – поделилась впечатление семиклассница Анастасия.

Оживленные экскурсии, горящие и любознательные глаза школьников – вот именно так и надо рассказывать молодежи о науке, доступно и интересно! Таким запомнился фестиваль науки на биологическим факультете. Ждем любопытных ребят и в следующем году!

Пресс-центр биологического факультета
Текст: С.Е. Дьячкова, А. Плющева
Фото: А.В. Ваганов
поделиться
Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30